Cтроительство и развитие железных дорог юга России и города Одессы состоялось благодаря техническому и интеллектуальному потенциалу таких людей,как О.Ю. Витте, А.П. Бородину и др. Получил развитие порт Одесса, главные железнодорожные мастерские строили лучшие паровозы, и вагоны своего времени,городские железные не имели себе равных в стране.
История депо неотрывно связана с развитием и процветанием города Одессы, как морских ворот и крупным индустриальным центром страны.
В первые о строительстве депо веерного типа заговорили в 1905 году, когда началось строительство линии Бахмач – Вознесенск - Одесса, которая давал возможность уменьшить время движения и увеличить грузопоток в сторону города Киев. Уже в 1912 году было построено депо веерного типа, состоящего из 7-ми смотровых канав и установлен поворотный круг.
С 1912 по 1932 год депо простаивало и не выполняло возложенных на него функций, из-за сложных политических и экономических потрясений страны,связанных с первой мировой войной, с революциями 1917 года, а затем и гражданской войной.
К 1932 году обстановка в стране нормализовалась, возросли паровозный и вагонный парки страны, были построены новые участки: Арцыз-Измаил, Колосовка - Водопой. В этом году депо получило второе рождение, кратчайшие сроки построено 2-этажное административное здание, а в 1940 был сдан прямоугольный цех на две смотровых канавы.
С 1931 года эксплуатировались паровозы серии "Щ” и "Ов”. С 1936 года стали поступать паровозы серии "Э” и "СО”.
В 1941 году оборудование депо было демонстрировано и с паровозами погружено на морские доки. 07.08.41г. на первый док были погружены 22 паровоза и благополучно доставлены в Николаев.09.08.41г. на второй док погрузили 28 паровозов, которые были доставлены в Новороссийск. 11.08.41г. третий док с 36 паровозами затонул в 5,5 милях от берега.
Во время оккупации 1941-1944г.г. депо было разрушено. С 1945г. по 1948г. силами депо и СМП-823 депо было восстановлено.
В 1946 году все паровозы были подняты со дна морского и направлены в депо для восстановления. В паровозном депо Одесса-Сортировочная бригадой восстановления руководил машинист Хирса Петр Андреевич, который на первом восстановленном паровозе Э-307 сделал первую поездку
В 1955г. в депо поступили первые тепловозы серии ТЭ2, в 1959г. – ЧМЭ2 и т.д.
Приписной локомотивный парк по годам: --------------------------------------------------------------------------------- Тип Серия Год поступления Год исключения --------------------------------------------------------------------------------- Паровоз Щ, Ов 1931 1960
Паровоз Э, СОк 1935 1971
Тепловоз ТЭ2 1955 1964
Тепловоз ЧМЭ2 1959 1974
Тепловоз ТЭ3 1964 1975
Тепловоз М62 1970 1998
Тепловоз ЧМЭ3 1972 В эксплуатации
Тепловоз 2ТЭ10Л 1978 1997
Тепловоз 2ТЭ10М 1997
Тепловоз 2ТЭ116 В эксплуатации
Электровоз ВЛ80т,ВЛ60 С 1973 В эксплуатации
Электровоз ВЛ80с В эксплуатации
Электровоз 2ЭЛ5К В эксплуатации ---------------------------------------------------------------------------------
В 1955 году была произведена вторая реконструкция депо под тепловозную тягу. Углублены смотровые канавы, установлены повышенные технологические площадки, укомплектованы щелочное и кислотное аккумуляторные отделения, введены в строй дизель-агрегатное, электроаппаратные, топливное и ряд других отделений. Установлены 4 и 5-тонные и одна 10-тонная грузоподъемные балки и скатоподъемный станок.
В 1985 году возведен новый 2-х этажный корпус, в котором разместились 7 кабинетов отделения контрольно- измерительных приборов, спортивный зал и на 2-ом этаже учебные классы.
В веерном депо и в оборотном депо Арцыз установлены станки типа А-41 для обточки колесных пар без выкатки.
Краткая характеристика реконструкции депо, производственная в процессе эксплуатации:
1. Поворотный круг. Первый поворотный круг был установлен в 1911г., но вследствие маломощности в 1927 году сменен. Ввиду износа круг заменен на новый в 1998 году.
2. Прямоугольный цех. В 1955 году был изменен, а смотровые канавы углублены. Вследствие было произведено боковое углубление и установлены повышенные площадки.
3. Отделение регенерации В 1985 году был произведен монтаж дизельного масла. оборудования. Масло восстанавливается после браковки по причине загрязнения, разжижения и обводнения. Выход годного масла после регенерации 60%.
4. Отделение контрольно- До 1980 года отделение измерительных приборов. измерительных приборов размещалось в одной комнате. Во вновь построенном выделено 2-х этажном здании отделению контрольно- измерительных приборов было 7 комнат по специализации.Внедрен ремонт электронного оборудования.
5. Химическая лаборатория. До 1960 года химическая лаборатория размещалась в одной комнате. После внедрения тепловозной тяги, химической лаборатории выделено помещение из 4-х комнат. В 2001 году лаборатория передана на баланс ДХТЛ.
6. Учебные классы. До 1985 года в депо учебных классов не было. Технические занятия проводились в неблагоустроенных помещениях или в Красном Уголке. После постройки 2-х этажного здания, весь 2-ой этаж оборудован учебными классами. Постоянно работает класс на 60 человек. Задействован класс с действующей схемой тепловоза ЧМЭ-3. Оборудуется класс для размещения действующей схемы электровоза.
7. Кабинет охраны труда. С 2000 года кабинет охраны труда размещается в помещении площадью 40 м2. Кабинет оборудован компьютером, ксероксом и необходимыми пособиями. Здесь же и проводятся технические занятия.
8. Актовый зал, студия. В 1947г. был построен Красный Уголок, оборудованный киноустановкой.
9. Группа учета. До 1982г. отдел размещался в бывшем сарае площадью 17м2. С 1998г. отдел размещен в 2-х комнатах общей площадью 36 м2. Группа оснащена 10 компьютерами. Всего в депо работают 26 компьютеров.
10. Технический отдел. До 1982г. технический отдел, техническое бюро и плановый отдел (всего 13 человек) размещались в одной комнате площадью 20 м2. В настоящее время техотдел размещен в 4-х комнатах общей площадью 46 м2. Отдел оснащен двумя компьютерами и ксероксом. Техническое бюро и плановый отдел размещены в отдельных помещениях.
11. Музей, Совет ветеранов. Впервые музей в депо был организован в 1978г., но в связи с необходимостью постройки 2-х этажного корпуса, музей был ликвидирован. В 1992г. при Красном Уголке был оборудован новый музей, но в связи с ремонтом он на продолжительное время был закрыт. В 2000 году был задействован новый музей, который признан лучшим на дороге. При музее активно работает совет ветеранов депо, который объединяет 730 ветеранов. Силами музея и Совета ветеранов восстановлено 127 фамилий довоенных работников депо. В портретной галерее 56 человек почетных железнодорожников депо. При музее имеется список всех начальников депо с 1940 года, председателей профсоюзного комитета с 1939 года и фронтовых машинистов, участников паровозных колонн НКПС.
12. Тепловозы-экспонаты. Локомотивное депо Одесса-Сортировочная - единственное в стране депо, где музейные экспонаты установлены на вечное хранение, тепловозы М62 №1025 и 2ТЭ10Л № 3660А.
Ум, инициатива и работоспособность почитались везде и всегда. Не обошли они и депо Одесса-Сортировочная. В 1955 году в депо поступили первые тепловозы серии ТЭ2. Если вопрос с машинистами решался сравнительно легко при помощи школы машинистов, то о техническом персонале этого не скажешь. В депо не было ни одного техника или инженера тепловозника. В 1956 году поступили в железнодорожный институт машинисты И.Д. Купершмидт и Ю.Б. Яновский и в 1961 году в депо уже было два первых доморощенных инженера. В 1960 году поступил на должность старшего мастера опытный инженер тепловозник Л.Н. Гроссман, который организовал профилактический и малый ремонты тепловозов, а затем и подъемочный ремонт тепловозов серии ЧМЭ2.
До 1967 года локомотивное депо Одесса-Сортировочная считалось одним из неблагополучных. Несколько проездов за год, повреждение локомотивов, грубые нарушения трудовой дисциплины – являлись чуть ли не нормой.
В 1967 году начальником депо был назначен умный и инициативный инженер с опытом работы начальником депо, участник Великой Отечественной Войны в Германии и в Японии, награжденный орденами и медалями – Николай Дмитриевич Дорошин. С его приходом депо преобразилось. Пьяницы и лодыри выгнаны, организовано экспериментальное отделение, депо перешло работать в 4 смены. В каждую был назначен приемщик. Резко повысилось качество ремонта тепловозов. Четко стал работать цех эксплуатации. За высокие показатели в труде и в соцсоревновании по сети дорог, в 1972, 1973 и 1974 годах депо было присуждено переходящее знамя МПС и оставлено в депо на вечное хранение. В настоящее время знамя хранится в музее депо.
Но сказались фронтовые раны, двойной рабочий день, ночи без сна и в 2001 году не дожив несколько дней до 80- летия, Николай Дмитриевич скончался. В память о нем в музее экспонируется планшет, посвященный Н.Д. Дорошину, а его портрет помещен в галерею «Почетный железнодорожник» депо.
Необходимо отдать должное Одесскому техникуму железнодорожного транспорта, который каждый год пополнял ряды квалифицированных техников.
Наше депо не одному своему питомцу дало путевку в большую жизнь. Многие машинисты по сей день помнят пытливого и быстрого помощника Илюшу Левицкого, который после окончания железнодорожного техникума и службы в армии вернулся в родное депо и стал работать дежурным по депо. После окончания института был назначен на должность приемщика, а затем инженера станции Одесса-Товарная. Особо он проявил себя на должности заведующего контейнерной площадки. Благодаря его инициативе и распорядительности рассосались вечные очереди при разгрузке и погрузке контейнеровозов. В 1993 году Илья Ефимович был назначен заместителем начальника дороги, а в июле 1998 года - начальником Одесской железной дороги. В родном депо, под знаменем установлен планшет, отражающий деятельность Ильи Ефимовича Левицкого, а его портрет включен в галерею «Почетные железнодорожники» депо, знаком которого он награжден дважды.
|