Локомотивное депо Одесса-Сортировочная Одесской железной дороги
ИНСТРУКЦИЯ по охране труда № 28/п для локомотивных бригад при эксплуатации электровозов Локомотивное депо Одесса-Сортировочная ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
I. Общие положения. 1.1 В своей работе локомотивные бригады должны руководствоваться «Типовой инструкцией по охране труда для локомотивных бригад»ЦТК 8\1-26, «Правила безопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных линиях» (ДНАОП 5.1.11-1.48-00), «Правила безопасности при эксплуатации электровозов, тепловозов и моторвагонного подвижного состава», «Правила безопасной эксплуатации электроустановок потребителей» и настоящей инструкцией. Настоящая инструкция содержит дополнительные требования охраны труда при обслуживании электровозов, которые обязаны выполнять машинисты и помощники машинистов электровозов. Обслуживание электровозов осуществляется в два лица. 1.2 Работа локомотивных бригад в течение рабочей смены (12 часов четырехсменного графика,10 часов в грузовом движении) выполняется непосредственно на локомотиве, постоянное место работы – кабина локомотива. 1.3 К работе машиниста электровоза допускаются лица с 5-й квалификационной группой, (пом. машинистов электровозов со стажем работы до 3-х лет с 4-й квалификационной группой ; со стажем работы свыше 3 лет – 5 группа по электробезопасности), не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, соответствующее обучение и проверку знаний в квалификационной комиссии, заключившие трудовой договор с администрацией депо, ознакомленные со своими правами и обязанностями и условиями коллективного договора, прошедшие установленные инструктажи по охране труда, противопожарной безопасности , электробезопасности. 1.4 Локомотивные бригады обеспечиваются: костюм х/б – срок носки – 1 год; рукавицы - срок носки – 1 месяц; очки защитные – до износа; ботинки кожаные – срок носки -1 год; диэлектрические перчатки на 1 секцию - испытание 1 раз в 6 месяцев); диэлектрические коврики - периодическому испытанию не подлежат. Зимой дополнительно: костюм теплозащитный «Гудок» - срок носки - 48 мес.; сапоги кирзовые утепленные – 36 мес.; 1.5 Локомотивные бригады, работающие в два лица, проходят медицинское освидетельствование в зависимости от возраста на основании приказа №23Ц. 1.6 Предрейсовый медицинский осмотр осуществляется в медпунктах по станции Одесса-Сортировочная, Одесса-Главная, ТД Арциз, Одесса-Товарная, Застава 1. На станциях, где отсутствуют медпункты, предрейсовый медицинский осмотр осуществляется по закрытому графику фельдшером депо. 1.7 Проверка знаний локомотивных бригад по охране труда осуществляется ежегодно. Повторный инструктаж проводиться машинистом-инструктором ежеквартально. 1.8 Работа электровозных локомотивных бригад осуществляется по 4-х сменному графику. В особых случаях разрешается привлечение к работе локомотивных бригад в выходной день, при наличии 16-тичасового отдыха. 1.9 Основными опасными и вредными производственными факторами являются: Группа физических факторов: подвижные части оборудования ПС; повышенная или пониженная температуры поверхности узлов и агрегатов ПС; повышенные уровни шума, вибрации инфразвука на рабочих местах; повышенная или пониженная температура и влажность рабочей зоны; напряжение в электрической цепи; напряженность электромагнитных колебаний; недостаточная освещенность рабочей зоны; пониженная контрастность; внезапное повреждение кабины от ударов с грузом, который вышел из габарита встречного поезда или частям путевых машин, разрушенных элементов контактной сети, искусственных сооружений железных дорог и т.п. Группа химических факторов: превышение предельно допустимых концентраций акролеина, диоксида азота, диоксида серы, оксида углеродов, а также пыли. Группа психофизиологических факторов: нервно-психические перегрузки с умственными перенапряжением на фоне монотонного труда с периодическими эмоциональными стрессами. Движущие машины и механизмы - этот фактор характеризуется возможность наезда подвижного состава и возможностью зажатия в негабаритных местах, между автосцепками. Падение человека с высоты - характерно для локомотивных бригад при входе и выходе из локомотива. Электрический ток - этот фактор может оказать отрицательное влияние на локомотивные бригады при обслуживании тепловозов под контактным проводом (при выходе на крышу). При устранении отказов электрооборудования на локомотивах в пути следования, в условиях дефицита времени и стрессового состояния. Превышение шума характерно для двухсекционных тепловозов. 1.10 На эксплуатируемых электровозах должны быть нанесены знаки безопасности труда: «Осторожно! Электрическое напряжение» - на щитках и дверцах ВВК. «Не открывать при поднятом токоприемнике» - на дверях и съемных щитках ВВК, на расположенных вне ВВК измерительных приборах; на панелях пульта управления, не имеющих блокировок в цепях управления токоприемников на напряжение выше 42 В переменного тока и 110 В постоянного тока. «Внимание! Опасное место» – на кожухах аппаратов и приборов высокого напряжения, изолированных от кузова электровозов; 1.11 Не курить в машинном отделении, не позволять курить другим, не допускать использования открытого огня. 1.12 Находясь в производственных подразделениях и на территории депо быть внимательным к подаваемым сигналам движущегося транспорта. 1.13 За нарушение требований настоящей инструкции виновные привлекаются к ответственности, согласно внутреннего распорядка, а в более серьезных случаях – к уголовной ответственности согласно действующего законодательства Украины.
II. Требования.безопасности.перед.началом работы. 2.1 Получить от дежурного по депо или машиниста, сдающего локомотив в пункте смены локомотивных бригад, инвентарный комплект ключей и реверсивную рукоятку. Проверить по номеру на ключах их соответствие данному локомотиву. Запрещается иметь и применять неинвентарные реверсивные рукоятки, блокирующие устройства, а также пользоваться заменяющими их приспособлениями. 2.2 Приемку (сдачу) локомотивов проводить на специально отведенном месте. 2.3 Перед приемкой и сдачей убедиться, что локомотив заторможен ручным тормозом или переднюю колесную пару с противоположных сторон подложены тормозные башмаки и локомотив не может самопроизвольно сдвинуться с места. 2.4 Проверить наличие и работоспособность всех блокирующих устройств путем срабатывания их контактов, наличие и состояние заземлений и ограждений. Запрещается эксплуатация локомотива с неисправными или отсутствующими блокировочными устройствами, заземлениями, ограждениями и устройствами сигнализации о наличии напряжении в высоковольтной камере. 2.5 При приемке локомотива проверить наличие и осмотреть защитные средства: диэлектрические перчатки (срок испытания 1раз в шесть месяцев); диэлектрические коврики (визуальный осмотр на целостность); 1 пенный огнетушитель (срок испытания 1 раз в год) на секцию кузовного локомотива; 3 углекислотных (сроки испытания: вентильный 1 раз в 3 месяца, клапанный 1 раз в год) огнетушителя на секцию кузовного локомотива; штанги изолирующие для отключения разъединителей тягловых электродвигателей. На средствах защиты, кроме инструмента с изолирующими рукоятками, проверить наличие штампа. Штамп должен быть следующей формы: №_________ Годен до _________________ кВ Дата следующего испытания _________________200__ г. _________________________________________________ (наименование лаборатории) Штамп для средств защиты и предохранительных приспособлений, применение которых не зависит от напряжения (диэлектрические перчатки, противогазы): №__________ Дата следующего испытания__________________200__г. _________________________________________________ (наименование лаборатории) Пользоваться средствами защиты, срок годности которых истек, запрещено. При осмотре диэлектрических ковриков обратить внимание, нет ли видимых механических повреждений. У диэлектрических перчаток проверить, нет ли проколов путем скручивания их в сторону пальцев. 2.6 Запрещается выпускать в эксплуатацию и эксплуатировать электровозы с поврежденными или отсутствующими: блокирующими устройствами дверей высоковольтных шкафов, ящиков, панелей пульта управления; заземлениями металлических кожухов электрооборудования; ограждениями конструкций для крепления токоведущих частей; изоляцией проводов; ограждениями механического оборудования; приборами сигнализации о наличии напряжения в ВВК; диэлектрическими перчатками и ковриками; штангами для заземления первичной обмотки тягового трансформатора; изолирующими штангами для отключения разъединителей тяговых электродвигателей; знаками безопасности и предупредительными надписями. 2.8. Любые работы, выполняемые пом. машинистами в ВВК должны контролироваться машинистом. III. Требования безопасности при обслуживании электровоза. 3.1 Перед троганием с места предварительно убедиться в том, что члены локомотивной бригады находятся в кабине. 3.2 Прежде чем поднять токоприемник, машинист ставит об этом в известность помощника машиниста, и они вместе убеждаются в том что: в высоковольтной камере нет людей; закрыты двери; закрыты крышки подвагонных ящиков, лестниц и калитки технологических площадок для выхода на крышу; убраны посторонние предметы (материалы, инструменты); с машин и аппаратов, на которых выполнятся ремонт, сняты временные присоединения и заземления; закрыты люки для выхода на крышу локомотива; быстродействующий выключатель отключен и рукоятки контроллера находятся на нулевой позиции; люди находятся в безопасной зоне. После этого машинист должен громко объявить «Поднимаю токоприемник», подать оповестительный звуковой сигнал и поднять токоприемник способами, предусмотренными схемами электроподвижного состава. 3.3 При поднятом и находящемся под напряжением токоприемнике разрешается: заменять перегоревшие лампы в кабине машиниста, в кузове (без захода в ВВК и снятия ограждения), освещения ходовых частей, буферных фонарей, внутри вагонов электросекций при обесточенных цепях освещения; протирать стекла кабины внутри и снаружи, лобовую часть кузова не приближаясь к токоведущим частям, находящимся под напряжением контактной сети, на расстоянии не менее 2 м и не касаясь их через какие-либо предметы; заменять в цепях управления предохранители, предварительно их обесточив; менять прожекторные лампы, если их смена предусмотрена из кабины машиниста, и включать автоматы защиты; осматривать тормозное оборудование и проверять выходы штоков тормозных цилиндров; На электровозах, кроме того, дополнительно разрешается: обслуживать аппаратуру под напряжением 50 В постоянного тока, которая находиться вне ВВК; вскрывать кожух и настраивать регулятор давления; проверять цепи защиты под наблюдением мастера, стоя на диэлектрическом коврике и с надетыми диэлектрическими перчатками; контролировать по приборам и визуально работу машин и аппаратов, не снимая ограждений и не заходя в ВВК; проверять подачу песка под колесную пару; обтирать нижнюю часть кузова; осматривать механическое оборудование и производить его крепление, не залезая под кузов; проверять давление в маслопроводе компрессора; регулировать предохранительные клапаны воздушной системы; производить уборку (кроме влажной) кабины, тамбуров и проходов в машинном отделении. Другие работы на электроподвижном составе при поднятом и находящемся под напряжением токоприемнике запрещаются. 3.4 До начала движения поезда двери рабочей кабины машиниста, из которой ведется управление, межсекционные двери закрыть. В кабине разрешается находиться только бригаде и лицам, имеющим письменное разрешение начальника депо или вышестоящей организации (проездной документ) при предъявлении его машинисту, но не более трех лиц одновременно в кабине локомотива. 3.5 Во время движения запрещается: высовываться из боковых окон кабины за пределы ветрового стекла; открывать входные наружные двери и высовываться из них; находиться на лестницах, подножках, площадках и других наружных частях локомотива; 3.6 С локомотива сходить лишь после его окончательной остановки, предварительно внимательно осмотрев место остановки и убедившись в безопасности выхода. В темное время осветить место выхода. Не сходить с локомотива, если по смежному пути приближается или движется подвижной состав. 3.7 К осмотру или ремонту экипажной части локомотива приступать только после окончания набегания и оттяжки вагонов. 3.8 Осмотр машинного отделения локомотива во время движения проводиться помощником машиниста по указанию машиниста. При этом на электровозах машинист должен держать рукоятку контроллера на нулевой или ходовой позиции. При необходимости сброса позиций при нахождении помощника машиниста в машинном отделении сброс позиций производится предварительной постановкой ручки контроллера машиниста в положении «0». 3.9 На электровозах до начала ТО тяговых двигателей, вспомогательных машин и электрических аппаратов, расположенных в ВВК, шкафах, ящиках, за панелями пульта управления и легкосъемными ограждениями, при нахождении их в депо, на ПТОЛ или на путях под контактным проводом, необходимо остановить электровоз, привести в действие ручной тормоз и выполнить следующие операции: Выключить вспомогательные машины, электропечи обогрева кабины, электроотопление поезда. Отключить ГВ и опустить токоприемник выключением соответствующих переключателей на пульте управления. Убедиться в опускании токоприемников визуально. Заблокировать кнопки блоков выключателей на пульте управления блокирующими ключами и снять их. Снять реверсивную рукоятку с контроллера машиниста. Блокирующие ключи выключателей и реверсивная рукоятка должны находиться у лица, проводящего осмотр или ремонт оборудования (машиниста, помощника машиниста или другого лица). Закрыть доступ сжатого воздуха разъединительным краном в цепи подвода к клапану токоприемника. Заземляющей штангой (в д-перчатках) коснуться выводов тягового трансформатора для снятия емкостного заряда с силовой цепи электровоза, после чего заземлить высоковольтный ввод; 3.10 После проведения этих операций, убедившись на слух в полной остановке вспомогательных машин, разрешается войти в ВВК, снять ограждение и выполнить осмотр или ремонт. При этом дверь, шторы или ограждения ВВК надо оставлять открытыми на все время пребывания в ней людей. 3.11 При необходимости осмотра и ремонта крышевого оборудования электровоза на электрифицированном перегоне машинист обязан: запросить по рации у энергодиспетчера прибытия работников контактной сети; опустить токоприемники; перевести реверсивную рукоятку в нейтральное положение и вынуть ключи блокирования пульта управления. Они должны находиться у машиниста во время осмотра и ремонта; затормозить электровоз автоматическими или ручными тормозами. При необходимости подложить под колесные пары башмаки. Контактную сеть заземляют работники района дистанции контактной сети по приказу энергодиспетчера. При выполнении отключения и заземления контактной сети работник района контактной сети выдает машинисту справку с указанием времени отключения до получения справки подниматься на крышу электровоза запрещается. 3.12 При встречном движении поезда по смежному пути (за исключением участков с левосторонним движением) помощник машиниста должен отойти к рабочему креслу машиниста и следить за состоянием встречного поезда. 3.13 Если машинист потерял сознание, при следовании по перегону помощник машиниста должен принять меры к остановке поезда и сообщить диспетчеру. 3.14 При внезапном ухудшении состояния здоровья в пути следования и возникновении аварийных ситуаций, угрожающих безопасности движения и безопасности работающих на железнодорожных путях и подвижном составе, принять меры к срочной остановке поезда, сообщить о случившемся по радиосвязи диспетчеру и оговорить порядок следующих действий. Запрещено подниматься на крышу электровоза на электрифицированных участках. 3.15 В процессе эксплуатации локомотива при наличии нарушений охраны труда работниками других служб, машинист сообщает по радиосвязи дежурному по станции или диспетчеру, а по приезду в депо, записывает в книгу замечаний «Человек на пути».
IV. Требования безопасности по окончании работ. 4.1 После окончания работ необходимо привести локомотив в нерабочее состояние. 4.2 Сдать инструмент в кладовую ПТОЛ. 4.3 На электровозных позициях ПТОЛ сдающей локомотивной бригаде необходимо выполнить следующее: опустить токоприемники, затормозить электровоз ручным тормозом или подложить тормозные башмаки под крайнюю колесную пару с противоположных сторон, заблокировать пульт управления, ручку крана машиниста (394; 254) поставить в 6 положение и зафиксировать фиксирующее устройство, снять реверсивную рукоятку с контроллера машиниста и с ключами управления передать мастеру или бригадиру ПТО.
4.4 Сдать смену заступающему машинисту и отметить работоспособность заступающего машиниста в его маршруте (при смене на путях станции). 4.5 При наличии неисправностей локомотива произвести запись в бортовом журнале форму ТУ-152. 4.6 При следовании с работы домой соблюдать установленный ТРА конкретной станции маршрут безопасного следования.
V. Требования безопасности в аварийных ситуациях. ПРИ НЕГОРЯЩИХ ОГНЯХ СИГНАЛИЗАЦИИ НА ЭЛЕКТРОВОЗНЫХ ПОЗИЦИИЯХ СЧИТАТЬ КОНТАКТНУЮ СЕТЬ ПОД НАПРЯЖЕНИЕМ. 5.1 При несоблюдении требований данной инструкции, аварийная ситуация может быть вызвана возникновением пожара, поражением работающего электрическим током и получением травм (ушибов, переломов конечностей и т.п.). 5.2 При обрыве заземляющих шунтов, кожухов электропечей, заземляющих проводников пультов машиниста и помощника машиниста и корпусов вспомогательных машин восстанавливать заземление только при опущенных токоприемниках и выключенном главном выключателе (быстродействующем выключателе). 5.3 В случае падения контактного провода на локомотив нужно оставаться в кабинете машиниста. При сходе или подъеме на локомотив необходимо надеть диэлектрические перчатки. Передвигаться в 5-метровой зоне от подвижного состава следует небольшими (не более 0,1 метра) шагами. 5.2 В случае возникновения пожара, необходимо прекратить работу, отключить питание электроустановок; немедленно о случившемся сообщить по радиосвязи дежурному по станции или диспетчеру и принять меры к ликвидации пожара, имеющимися средствами первичного пожаротушения (огнетушители, пожарные краны и т.п.) до прибытия пожарного поезда. 5.3 В случае падения контактного провода на локомотив необходимо оставаться в кабине машиниста. При сходе или подъеме на локомотив необходимо надеть диэлектрические перчатки. Передвигаться в 8-метровой зоне от подвижного состава следует небольшими шагами (не более 0,1 м). 5.4 При поражении работающего электрическим током, необходимо, не касаясь пострадавшего, выключить ток, если это сделать невозможно, следует пострадавшего освободить от токоведущих частей любым доступным способом, но так, чтобы самому не попасть под напряжение. Затем немедленно по телефону «03» вызвать врача и до его прибытия оказать пострадавшему первую помощь. 5.5 В случае нанесения механических травм (ушибов, переломов, растяжений), работнику необходимо на больное место наложить холодный компресс или лед, сустав забинтовать, чтобы исключить подвижность конечности. 5.6 При переломах наложить на конечность шину или другой подручный материал (доску, картон, палку), до прибытия врача. При бинтовании конечности витки должны идти снизу вверх – от пальцев к туловищу. 5.7 Для остановки кровотечения необходимо поднять раненую конечность, закрыть кровоточащую рану перевязочным материалом, сложенным в комок и придавить сверху, не касаясь пальцами самой раны, не отпуская пальцев держать 4-5 минут. Если кровотечение остановилось, то не снимая наложенного материала, поверх него наложить еще одну подушечку из другого пакета или куска ваты и забинтовать раненое место с небольшим нажатием. При сильном кровотечении сдавить кровеносные сосуды, питающие раненую область, пальцами, жгутом, или закруткой, либо согнуть конечности в суставы. 5.8 Оказывающий помощь должен вымыть руки или смазать пальцы настойкой йода. Прикасаться к самой ране, даже вымытыми руками, не допускается. 5.9 О каждом несчастном случае свидетель, машинист, помощник машиниста или сам пострадавший должны срочно сообщить диспетчеру (дежурной по станции), дежурному по депо (22-13) или машинисту инструкторы колонны и принять меры по предоставлению необходимой помощи. Диспетчер (дежурная по станции) в свою очередь обязаны: срочно организовать медицинскую помощь пострадавшему при необходимости доставить его в лечебно-профилактическое заведение. Если пострадавший является работником другого предприятия – известить руководителя этого предприятия; сохранить до прибытия комиссии по расследованию обстановку на рабочем месте и оборудование в таком состоянии, в котором они были на момент события (если это не угрожает жизни и здоровью других работников и не приведет к более тяжелым последствиям), а также принять меры по недопущению подобных случаев в сложившейся ситуации.